Автор: Жирохов Михаил Александрович
Материал предоставлен сайтом ARTofWAR

 

Среди когорты лётчиков-асов, которые прославились своими боевыми делами над просторами Северной Кореи, в годы Корейской войны 1950-53гг., имя Льва Кирилловича Щукина стоит на почётном третьем месте в списке самых результативных лётчиков-реактивщиков Советских ВВС.
Американцы в своей авиационной энциклопедии уделили Льву Щукину куда больше внимания, чем другим асам этой войны и даже в качестве учебного пособия, они описали почти все воздушные схватки легендарного аса с американскими лётчиками - подробно и даже с некоторым восхищением. Да это и понятно: наш ас семнадцать раз открывал огонь по самолётам противника, и каждый раз поражал свою цель! Тем не менее в Советском Союзе о нем не знали ничего или почти ничего: так, в книге "Герои Советского Союза" ему отвели девятнадцать строк: "Ком-ру звена гв. истр. авиац. полка гв. ст. лейтенанту Щукину за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воин. долга, 13.11.51г. присвоено звание Героя Советского Союза "). Теперь пришло время рассказать...

* * *

Казалось бы ничего не предвещало такого яркого будущего: родился Лев Кириллович 29-го октября 1923 года в г. Ногинске, Московской области в семье служащего. Однако вскоре семья переехала на юг, в г. Краснодар, где юный Щукин пошёл учиться в среднюю школу. В 1939 году Лев Щукин вступает в комсомол и одновременно поступает в местный Краснодарский аэроклуб, вместе со своими сверстниками. В эти годы самым популярным лозунгом среди молодёжи, был лозунг "Комсомолец - на самолёт", который имел огромную популярность, - это были годы многочисленных авиаперелётов советских лётчиков и побитие новых мировых авиарекордов! И, естественно, что юный Лев Щукин как и сотни его сверстников не мог оставаться в стороне от этих событий и твердо решил стать военным лётчиком.
В июне 1941 года Лев Щукин одновременно заканчивает 10 классов школы и учёбу в аэроклубе и сразу подаёт свои документы в Одесскую школу военных лётчиков-истребителей, куда он успешно поступает без ограничений по здоровью, при том, что буквально за несколько месяцев до этого перенес крупозное воспаление легких. Столь знаменательное событие произошло в августе месяце, когда уже вовсю полыхала Великая Отечественная война.
Едва освоили молодые летуны По-2 -- война. Аэроклубовцев сразу же перебросили в авиационную школу под Тбилиси. Только начали учиться, -- ее расформировали, людей перевели в Одесскую школу, которая к тому времени была уже в Сталинграде. Что ж, добрались и до Сталинграда. И только взялись за дело -- начались массированные бомбежки.
Опять в эшелоны, опять в путь -- на этот раз в Среднюю Азию.
Затем начались проблемы с горючим и самолётами, которые требовались фронту, и курсанты в большей мере занимались теорией, чем практикой. Только в середине 1942 года начались полёты на Ут-2 и УТИ-4. Только в 1943 году в школу поступила более современная авиатехника и меньше стала "напряженка" с горючим для учебных полётов.
В начале 1944 года, Лев Щукин вместе с группой товарищей, закончил обучение и были направлены в 13-й запасной авиаполк, расположенный в г. Бобруйске. Попав в этот полк Лев Щукин так хотел попасть быстрее на фронт, что перестарался - за отличную технику пилотирования он был оставлен в этом полку лётчиком-инструктором. Никакие уговоры и просьбы не помогли и фашистского зверя добили без участия Льва Щукина - он готовил лётчиков для фронта.
Окончание войны он праздновал вместе со всеми, даже не догадываясь, что судьба готовит его для другой войны, в другой части света. Только в августе 1945 года Лев Кириллович попал в боевую часть - в знаменитый 18-й "Витебский" дважды Краснознамённый ордена Суворова 2-й степени Гвардейский ИАП на должность старшего лётчика в состав 1-й эскадрильи, в звании "лейтенант". Так началась служба Льва Щукина в составе боевой части, в которой он прослужил до середины 1952 года.
Уже в 1947 году вся 303-я ИАД, куда входил и 18-й ГИАП, базируясь на аэродромах под Брестом (г.Кобрин), получила на вооружение и приступила к освоению новой реактивной авиатехники - реактивные истребители Як-15 и МиГ-9. Одним из первых, кто освоил эти реактивные истребители в полку, был и Лев Щукин.
В сентябре 1948 года в связи с преобразованием Северо - Западного округа ПВО в Московский район ПВО 303-я ИАД была срочно переброшена в Московский район ПВО и стала базироваться под Ярославлем. Уже через пару месяцев в г. Ярославле был сформирован 31-й ИАК ПВО (с октября 1949 года - 56-й ИАК), куда среди прочих авиасоединений, вошла и 303-я ИАД, которой на тот момент командовал полковник Г.А.Лобов. 18-й ГИАП расположился на аэродроме Дядьково, где продолжили освоение новой реактивной авиатехники.
Однако МиГ-9 был только переходной машиной и уже к началу следующего 1949 года дивизия полностью перевооружилась на более современные самолёты МиГ-15. Как одни из лучших летчики дивизии принимали участие во всех авиационных парадах над Красной Площадью и других авиационных праздниках, во множестве проводившихся в столице. В числе лучших был и старший лейтенант Лев Щукин.
В июле 1950 года 303-ю ИАД в срочном порядке перебросили на Дальний Восток и передали в состав 54-й отдельной армии ПВО.
Задача для лётчиков 303-й ИАД была поставлена предельно просто: переучить лётчиков из различных соединений 54-й отдельной армии ПВО на новую для них реактивную авиатехнику и одновременно прикрыть воздушные границы СССР в Приморье. В этот период на границе было очень тревожно: вдоль всей нашей границы ежедневно летали самолёты-разведчики ВВС США и довольно часто нарушали её с разведывательными целями. Поэтому несколько эскадрилий от каждого полка дивизии посадили на приграничные аэродромы-засады, откуда лётчики дивизии летали на перехват и сопровождение иностранных самолётов-разведчиков. Несколько раз по тревоге вылетал и Лев Щукин, хотя стоит заметить, что до стрельбы дело не доходило, так как обычно американский самолёт - разведчик при появлении МиГов отворачивал от нашей границы и уходил в нейтральные воды.
Столь напряженная обстановка напрямую была связана с разгоравшейся Корейской войне, в которой СССР волей - неволей пришлось принять участие. Уже с октября 1950 года в Китай были направлены несколько авиасоединений ВВС СССР для защиты с воздуха от варварских налётов авиации США на города и сёла Северной Кореи.
В марте 1951 года настала очередь и лётчиков 303-й ИАД, у которых была длительная подготовка и опыт полётов на новых реактивных истребителях МиГ-15бис. Самолёты и личный состав дивизии были в срочном порядке погружены на эшелоны и отправились в Китай. Перед пересечением границы с Китаем, все документы и советская форма одежды были оставлены на нашей территории и весь личный состав дивизии, от рядового солдата и до командира дивизии, все были одеты в форму китайских народных добровольцев, без каких либо знаков различая.
Вскоре эшелоны с техникой и личным составом прибыли в крупный город Мукден, расположенный в Северо-Восточном Китае и 26 марта приступил к сборке и облёту своих самолётов. До мая месяца, лётчики 303-й авиадивизии готовились к боям в небе Кореи: изучали район военных действий, тактику и стратегию применения авиации США на этом театре военных действий, а также отрабатывали технику пилотирования и другие приёмы воздушного боя.
В эту боевую командировку, Лев Кириллович убыл уже опытным лётчиком, будучи в звании старший лейтенант и в должности командира звена, в составе 1-й эскадрильи (АЭ) 18-го ГИАП, которой тогда командовал капитан Мазнев Александр Фёдорович. Однако состав 1-й АЭ был далёк от штатного состава и вместо трёх звеньев по четыре лётчика в каждом звене, эскадрилья имела в своём составе всего два звена лётчиков, то есть всего 8 экипажей. Поэтому Льву Кирилловичу в начале боёв пришлось летать старшим лётчиком в звене капитана Калюжного А.А. и водить в бой пару.
Именно лётчикам 18-го ГИАП выпала честь первыми в дивизии вступить в бой с американскими пилотами, т.к. 8-го мая 1951 года, в канун Дня Победы, все три эскадрильи 18-го ГИАП перелетели на прифронтовой аэродром Аньдун, где базировалась другая советская 324-я ИАД под командованием трижды Героя Советского Союза полковника Кожедуба И.Н. с задачей, помочь этой дивизии в борьбе с авиацией США. Уже во второй половине этого дня Лев Щукин выполнил свой первый боевой вылет в небо Северной Кореи в составе всего полка, но встречи с противником в том вылете не произошло - это был полковой вылет на облёт района боевых действий полка.
Первая встреча с противником у Щукина произошла только на 11 боевом вылете, и произошло это 28-го мая во второй половине дня. В 15.30. на прикрытие моста в районе Аньдуня вылетела в полном составе 1-я АЭ полка в составе 8 МиГ-15бис во главе с командиром АЭ капитаном Мазневым. В районе Аньдуня они на высоте 9000 метров встретились с 8 истребителями Ф-86 "Сейбр" и вступили с ними в бой, который длился недолго и закончился безрезультатно - "Сейбры" вскоре вышли из боя и скрылись в южном направлении. В этом бою, Лев Кириллович даже не открывал огня по противнику, так как противник был достаточно далеко от него.
А вот спустя три дня, 1-го июня 1951 года, на 13 боевом вылете произошло то, к чему себя долгое время готовил себя как лётчик-истребитель Лев Щукин: в районе 13 часов дня, на перехват вражеских самолётов была поднята 1-я АЭ в составе восьми экипажей под командой капитана Мазнева.
Недалеко от Аньдуна они обнаружили 6 поршневых штурмовиков Ф-51 "Мустанг" и Мазнев приказал звену капитана Калюжного атаковать их. Разделившись на пары наше звено, перешло в атаку на "Мустанги", которые летели на небольшой высоте. Под атаку попало звено Ф-51 и Щукину удалось с первой же атаки выйти на короткую дистанцию и двумя короткими очередями сбить ведущего второй пары "Мустангов", который загорелся и упал в сопки.
Остальные "Мустанги" бросились в рассыпную в сторону залива и на преследовании одного из них подбили, и затем лётчики нашего звена поочерёдно заходили по нему и били по нему с разных дистанций и, в конце концов, добили его и он упал уже в воду недалеко от берега и затонул. - Так на счету Льва Щукина появилась первая личная и первая групповая победы!
Американцы признают потерю 1 июня только одного своего "Мустанга" из состава 67-й истребительно-бомбардировочной АЭ 18-й Авиагруппы, в кабине которого был Гарри Мур (Harry Moore) (числится пропавшим без вести - сбит в 15.35 в районе Таэхва - до). Однако ещё один Ф-51 был потерян и в составе 2-й эскадрильи Южноафриканских ВВС, видимо атакованная лётчиками 18-го ГИАП группа "Мустангов" была интернационального состава.
Следующую свою победу Лев Щукин одержал в корейском небе вечером 6-го июня и снова в группе со своими товарищами. Вот как развивались в тот день события: звено 1-й АЭ, под командованием капитана Мазнева несло дежурство на аэродроме Аньдун и в начале седьмого вечера, их подняли в воздух по команде с КП на прикрытие самолётов дивизии Кожедуба, которые после воздушного боя с малым остатком топлива возвращались домой. После возвращения прикрываемых, им приказали с КП просмотреть малые высоты в районе Сяренкана. Звено Мазнева в тот вылет подняли вместе с другим звеном полка, которое вёл заместитель командира полка подполковник Сморчков А.П. Вскоре они обнаружили два звена штурмовиков Ф-80 "Шутинг Стар", которые штурмовали участок шоссейной дороги, по которому передвигались части китайских добровольцев. Атакой сверху строй "Шутинг Старов" рассыпался, и они поодиночке стали уходить в сторону залива. Нашей группе удалось зажать одного Ф-80 и последовательными атаками, в которых участвовали все четверо лётчиков звена, вогнать этот "Шутинг Стар" в воды залива. Так на счету Льва Щукина появился ещё один сбитый в группе американский самолёт, но теперь уже реактивный штурмовик Ф-80. Это был самолёт Ф-80 с N49-737 из состава 16-й ИБАЭ 51-й авиагруппы, пилот которого 2-й лейтенант Фрэнсис Джонсон (Johnson Francis E.) был сбит МиГ-15 в 20.25 в районе Сончон. Причем летчик катапультировался и был спасен.
Но боевой опыт давался не легко, и иногда за этот опыт приходилось платить кровью. Так произошло и с Львом Кирилловичем в бою 17-го июня: в этот день на отражение массированного налёта авиации США, с аэродрома Аньдун были подняты последовательно два наших авиаполка. Первыми в начале девятого утра ушли 18 экипажей 176-го ГИАП из дивизии Кожедуба, а через несколько минут, вслед за ними ушли 16 экипажей из состава 18-го ГИАП. В составе этой группы был и Лев Щукин, который со своим ведомым старшим лейтенантом Акатовым Виктором, входил в звено капитана Калюжного.
В районе Сенсена полковая группа 18-го ГИАП была атакованы сверху группой из 16 истребителей Ф-86 "Сейбр" и нашим лётчикам пришлось вступать в бой в невыгодных условиях. В ходе энергичного маневра по уходу от атаки "Сейбров", звено капитана Калюжного разделилось на пары. Бой проходил на вертикальном маневре с перепадом высот от 9000 до 2000 метров. При этих маневрах, от Щукина оторвался его ведомый Акатов, и Щукин остался один. На Щукина напали два Ф-86 , но наш лётчик не спасовал и дал им бой. На одной из вертикальной спирали ему удалось подрезать одному самолёту противника и открыть огонь с дистанции 150 метров. После чего "Сейбр" клюнул носом и пошёл вниз.
Щукин затем пристроился к паре капитана Калюжного и, все вместе они последовали на аэродром. При возвращении, в районе Сенсена шедший сзади последним самолёт Льва Щукина был неожиданно атаковал четвёркой Ф-86 и ,один из них сблизившись на короткую дистанцию, открыл огонь. Удар был неожиданным и точным: на самолёте Щукина было перебито управление, а сам Щукин был ранен осколками в лицо. Наш лётчик был вынужден катапультироваться. На этот раз пилоты "Сейбров" проявили редкое для них джентльменство и только издали постреляли по спускающемуся на парашюте нашему лётчику и ушли на свою базу. Льву Кирилловичу оставалось только погрозить американским пилотам кулаком. Приземлился Лев Кириллович удачно, и вскоре его подобрали китайцы и отвезли в госпиталь, где Лев Щукин пролежал на лечении до конца августа месяца. Так закончился для Льва Кирилловича это не очень приятный для него 17-й боевой вылет.
Вот что вспоминал потом летчик эскадрильи Свентицкий: "Мы тогда возвращались после боя. Идем с Калюжным впереди, а он один сзади - его ведомого, Окатова, в этом бою сбили. И вот он отстал, а "Сейбры" летят навстречу. Увидели они одиночную цель, развернулись и "достали" его. Прилетаем - нет Щукина. И Окатова нет... Под вечер привозят на Ли-2 Щукина, раненного. Осколок пробил ему щеку и застрял в носу. Его из самолета даже не выносили. Мы зашли, он нам рассказал, как все случилось, и его тут же увезли в Харбин, в госпиталь."
Щукину правда был, засчитал один сбитый Ф-86 в этом бою и на его счету появился первый сбитый "Сейбр" и это была уже вторая его личная победа в небе Кореи, доставшаяся ему ценой потери своего самолёта и ранами на лице. Как теперь известно, в этом бою сбил Льва Щукина пилот 4-й истребительной авиагруппы ВВС США капитан Самуэль Песакрета (Samuel Pesacreta), для которого это была первая победа в войне. В свою очередь, американцы не признают потери своих "Сейбров" 17-го июня, поэтому вполне вероятно, что Щукин только повредил своего противника.
Только в середине августа Щукин прибыл из госпиталя в свой полк, хотя имел полное право уехать в Союз, так как по решению нашего командования, каждый лётчик после получения ранения в бою или после катапультирования имел полное право вернуться на Родину. Многие так и делали, но у Льва Кирилловича были свои счёты с американскими летчиками, и он отказался от возвращения на Родину и вернулся в свой полк для продолжения участия в боях против авиации ООН.
Прибыв в полк, который уже базировался на новом аэродроме Мяогоу, он застал изменения в составе своей АЭ: убыл с повышением в дивизию капитан Калюжный А.А. и в Союз убыл в июле месяце по ранению капитан Скидан А.Д. - заместитель командира АЭ. Вместо Скидана, прибыл капитан Бабонин Н.В., а на место Калюжного, был поставлен старший лейтенант Щукин. Теперь под началом Льва Кирилловича было звено лётчиков и больше ответственности в бою.
Свой первый после ранения боевой вылет Лев Щукин совершил 29-го августа на прикрытие Супхун ГЭС на реке Ялуцзян. Тогда на перехват самолётов противника ушла восьмерка МиГов под командованием капитана Бабонина, и в составе этой группы было и звено Щукина. Причём Щукин парой со своим ведомым Акатовым В.Н. были чуть сзади и выше основной группы. Около 11 часов утра в районе Чонгджу они обнаружили 8 двухмоторных реактивных истребителя "Метеор", которые шли на высоте 9000 метров. Имея преимущество в высоте, наши лётчики перешли в атаку на "Метеоры" парами. Лётчики "Метеоров" уступая МиГам в скорости, стали применять горизонтальный маневр, а наши лётчики пытались их подловить на этих маневрах. На маневре вертикаль с доворотом по направлению Щукину удалось сблизиться с одним из "Метеоров" на дистанцию 100 метров и огнём из всех пушек поразить его левое крыло и двигатель, который загорелся. После этого звено Щукина, разбив одно звено "Метеоров" ушло на свой аэродром, а звено Бабонина удачно атаковала второе звено "Метеоров" и, сбив ещё одного "Метеора", также заставила тех выйти из боя и уйти на свою базу. Второй сбитый "Метеор", был на счету капитана Бабонина Н.В. Наши самолёты, даже не понесли повреждений в этом бою. Как потом воспоминал Щукин: "-- Мы ворвались в их строй, расчленили, и каждый бил того, кто подвернулся. От меня противник хотел резко уйти на вираже, аж белые струи пошли с консолей... Срезал его наповал." Так была одержана третья личная победа Львом Щукиным в небе Кореи и первая, после ранения, на 18-м боевом вылете.
Причем, как потом вспоминал сам летчик, вылет этот был ой-какой непростой: "Я только один раз почувствовал мандраж, после первого ранения: сел в кабину, а каблуки мои чечетку отбивают. Поднялся в небо - все прошло".
Под удар МиГов 18-го ГИАП в этот день попали лётчики 77-й истребительной АЭ Австралийских Королевских ВВС, которых вёл тогда командир этой АЭ Р. Уилсон (Wilson), самолёт которого и попал под удар Щукина. Самолёт Уилсона получил серьёзное повреждение, а сам летчик был ранен, но все же сумел на одном двигателе под прикрытием своих ведомых долететь до своей базы и посадить его. На земле в левом крыле его самолёта была обнаружена большая пробоина от 37-мм снаряда пушки МиГа, что в эту пробоину пролезала голова человека. По австралийским данным впоследствии самолет был восстановлен.
2-го сентября 1951 года состоялось грандиозное воздушное сражение лётчиков 303-й ИАД, с пилотами 4-й ИАГ ВВС США вооружённой истребителями Ф-86. В этот день в районе Ансю разгорелись сражения, в котором участвовали в общей сложности около 200 истребителей с обеих сторон. На перехват самолётов противника последовательно поднимались все три полка 303-й ИАД. В районе Хакусен на 24 МиГа "братского" 523-го ИАП напали 30 Ф-86. К ним на помощь пришли лётчики 17-го и 18-го авиаполков. Американцы в свою очередь также направили в район сражения ещё две большие группы "Сейбров" из состава 4-й ИАГ. По сути, в этом сражении на ограниченном пространстве сражались две авиадивизии истребителей. Когда в воздухе встречались такие армады самолётов, схватки в воздухе принимали очаговый характер и проходили на всех высотах, начиная с 500 и до 13000 метров. В пространстве стало так тесно, что лётчики не обращали внимание на свои самолёты и самолёты противника, с которыми они непосредственно не взаимодействовали.
В ходе этой круговерти Лев Кириллович на одном из маневров увидел, как сверху впереди его самолёта на мгновение выскочил Ф-86. По его маневру, Щукин почувствовал, что противник его не видит и ему только осталось немного довернуть ,хорошо прицелится и с дистанции 70-80 метров открыть огонь из всех пушек.
В этот момент, рядом с самолётом Льва Щукина с правого борта прошла трасса, которая прошла мимо самолёта нашего лётчика - это стрелял ведомый "Сейбр". На выручку своего ведущего бросился Виктор Акатов и отбил атаку этого "Сейбра", но он сам был атакован другой парой Ф-86, которая подожгла самолёт Акатова, и он упал в районе Хакусен - гвардии старший лейтенант Акатов*, ведомый
* АКАТОВ Виктор Николаевич, 1923 года рождения, уроженец г. Высоковск (Московская область). Похоронен на братском кладбище в г. Порт-Артуре.
Льва Щукина, погиб, спасая своего командира.
В этом сражении лётчиками 303-й ИАД по нашим данным, было уничтожено 9 истребителей Ф-86, 7 из которых, на счету лётчиков 18-го ГИАП. Но и полк понёс самые тяжёлые потери с начала участия в этой войне: потеряно два самолёта и что самое горькое, погибли оба пилота этих МиГов. В числе отличившихся в этом сражении лётчиков был и Лев Щукин. Хотя потеря ведомого тяжелым бременем легла на летчика и в своих многочисленных интервью Лев Кириллович старательно обходит этот бой молчанием, хотя все остальные расписывает в деталях.
Американская сторона признаёт потерю только двух своих Ф-86 из состава 335-й АЭ, пилот одного из них 1-й лейтенант Лоуренс Лейтон (Laurence C. Layton) попал в плен. Возможно, что один из американских самолетов сбит именно Львом Щукиным?! После гибели Акатова, ведомым у Щукина стал летать недавно прибывший в полк в качестве пополнения старший лейтенант Анатолий Астаповский.
20-го сентября при вылете полком на перехват самолётов противника, лётчики 18-го ГИАП были наведены с земли на группу штурмовиков Ф-80, состоящую из трёх восьмерок, которых прикрывал эскорт из 16 Ф-86. Одна группа МиГов полка связала боем "Сейбров", а эскадрилья капитана Мазнева атаковала штурмовики. С первой же атаки, звено Мазнева, в составе которой звено вёл п/п-к Сморчков, сбило одного "Шутинг Стара" . Удачной была и атака звена Щукина, которое также сбила одного Ф-80 и подбила другого. Строй штурмовиков сразу распался и, сбросив, не доходя до цели свой опасный груз, "Шутинг Стары" стали уходить к заливу. Но уйти удалось не всем, на отходе они потеряли ещё одну свою машину. - В итоге, на земле, две победы были засчитаны на счёт заместителя командира полка п/п-ка Сморчкова А.П. и одна победа на счету командира звена старшего лейтенанта Щукина Л.К.
Вот что рассказывал об этом бое ас уже после войны: "Отчетливо помню и боевой вылет 20 сентября 1951 года. Летели мы с Остаповским на 7 тысячах, видимость отличная. Вдруг на фоне леса видим два белых крестика: самолеты! Я передал ведущему, что буду атаковать, делаю переворот и -- колом вниз. Американцы нас не видели и спокойно шли между сопок. Мы неслись на них с такой скоростью, что пришлось даже прибирать обороты. Два крестика оказались самолетами F-80 "Шутинг Стар". Я на них пикирую, вижу ведущего, а ведомого потерял. А когда сблизился метров на 200 оказалось, что ведомый рядом. Что делать? Уходить или атаковать? Ведь американец, ведомый чуть, чуть довернет и врежет по мне. Я мгновенно оценил ситуацию, поставил себя на его место -- как бы я доворачивал? Вывод ничего у него не получится. И я решительно атаковал ведущего. Крепенько дал ему из всех точек, он клюнул носом и пошел к земле. Ведомый же шарахнулся в сторону, и мы его больше не видели, -- исчез.
Сделали восходящий маневр, посмотрели на приборы контролирующие расход топлива. О ужас! Его не хватит до аэродрома. Ну, думаю, будем, где-то падать. А небо насыщено самолетами, шныряют туда сюда -- можно попасться.
Потихонечку топаем домой, с высоты видим свой аэродром. До него не дотянуть, планируем к соседям к Кожедубу на Аньдуньский аэродром. Повезло."
В заключение этой истории стоит сказать, что по всей видимости, это была смешанная группа, состоящая из экипажей 8-й и 51-й авиагруппы ВВС США, так как американцы с опозданием в три дня, признали потерю двух своих Ф-80 из состава 25-й и 36-й АЭ этих двух авиагрупп. Скорее всего, в прицел Льва Щукина попал пилот 25-й ИБАЭ 1-й лейтенант Льис Плейсс (Pleiss Lewis P)., который был сбит и погиб в 16.40 в районе Сукчона.
Самым результативным для Льва Кирилловича стал октябрь месяц. Именно в этот период резко активизировалась авиация ООН и в небе Северной Кореи разгорелись ожесточённые воздушные баталии. Свою первую победу в октябре месяце Лев Щукин одержал уже 2-го числа: сбил очередного "Сейбра". Но самые жаркие деньки для лётчиков всего 64-го ИАК выдались в двадцатых числах октября, когда американское командование решило уничтожить строящиеся аэродромы северокорейцев в районе Намси, Саамчхан и Течхон. Чтобы воспрепятствовать вводу в строй этих стратегических объектов, американцы бросили в бой свои тяжёлые бомбардировщики Б-29 под усиленным прикрытием истребителей.
Настоящие сражения с ними разгорелись 22-го, 23-го и 24-го октября. В этих боях участвовали лётчики обеих авиадивизий 64-го ИАК, причем перед 1-й АЭ 18-го ГИАП была поставлена задача сковывания истребителей прикрытия, в то время время как летчики других полков должны были "заняться" Б-29-ми.
За эти три напряженнейших дня гвардии старший лейтенант Лев Щукин сбил три истребителя противника: 22-го и 23-го октября - по одному Ф-84 "Тандерджет", а 24-го октября - ещё один "Метеор" из состава все той же 77-й австралийской АЭ.
Американцы признают потерю 23-го октября одного своего Ф-84 из состава 111-й АЭ, пилот которого John Shewmaker пропал без вести и наиболее вероятно, что этот Ф-84 завалил именно Лев Щукин. А вот австралийцы заявили, что 24-го октября огнём МиГа был серьёзно повреждён самолёт "Метеор" лётчика Филипп Винсент Гамильтон Фостер, которому с трудом удалось вернуться на свою базу. Победа Щукина выглядит не такой уж бесспорной, так как кроме него еще на три сбитых "Метеора" претендуют майор Оськин и старший лейтенант Филимонов из 523-го ИАП.
Последнюю пятую свою победу в октябре месяце Лев Кириллович одержал 30-го октября, когда полковую группу экипажей 18-го ГИАП по наведению с КП вывели на группу из 36 Ф-84 и атаковали её. Завязался серьёзный бой, который вскоре распался на отдельные пары и звенья. Щукин, со своим ведомым Астаповским пришлось изрядно попотеть, прежде чем Щукину удалось на вертикальном маневре выйти на дистанцию в 150 метров одному из Ф-84 и ударить из всех огневых точек. Огонь был точен и ещё один самолёт США нашёл свою гибель на корейской земле.
В этом бою Лев Щукин подбил Ф-84Е с N51-615 из состава 49-й АЭ ВВС США в районе Сунан, и он разбился при посадке на своей базе, и это подтверждают американские источники.
А вот интересные подробности от самого Щукина : " Очень тяжелым был боевой вылет 30 октября 1951 года. Дело в том, что 29 октября у меня был день рождения. Командир полка дал добро, и я по-нашему по авиационному организовал празднование. Мы этак крепенько посидели.
На следующий день вылет, а у меня в голове бубны играют. Но все же провел бой, сбил один самолет. Прилетел домой кое-как приземлился (обычно садился без сучка и задоринки). Зам.командира полка подполковник Сморчков подходит ко мне после посадки: "Ну, ты братец вчера и отпраздновал свой день рождения! Ну и сел!"
В ноябре месяце сражения в небе Северной Кореи велись в основном с истребительно-бомбардировочной авиацией ВВС США, которая пыталась парализовать движение по всем транспортным магистралям КНДР, и наносили бомбоштурмовые удары по автотранспорту и железнодорожным станциям на территории Северной Кореи. Лётчики 64-го ИАК как могли, мешали американцам осуществить свои замыслы и ежедневно вылетали на поиск и уничтожение штурмовых самолётов противника.
Так, 18-го ноября американцы организовали массированный налёт на один из участков шоссейной дороги в районе Ансю. За дело взялись серьезно и для осуществления своего плана привлекли 48 Ф-84, которые атаковали последовательно (с интервалом в 2 километра) группами по восемь машин. Причем выход в район цели осуществлялся ими с моря, куда нашим лётчикам категорически запрещалось заходить. Вылетев по тревоге в составе полка и придя в этот район, наши лётчики и обнаружили ниже себя, приближающиеся к побережью на высоте 4000 метров восьмерки Ф-84 с истребительным прикрытием. Времени на раздумье уже не было, и ведущий полка подполконик Сморчков приказал экипажам 1-й и 2-й АЭ атаковать "Тандерджеты", а лётчики 3-й АЭ капитана Антонова П.Н. занялись "сейбрами", которые уже появились вверху. Атака наших лётчиков получилась сходу с доворотом на 120 градусов влево вниз и очень скоростная. Летчики 1-й АЭ организованно атаковали вторую восьмерку Ф-84, что позволило атаковать с значительным преимуществом. Естественно, что первыми были атакованы ведущие. Уже в первом заходе капитан Щукин и его ведомый ст. лейтенант Астаповский поразили по одному Ф-84.
После этой атаки противник рассыпался и в воздухе завязался маневренный бой, в котором управление с обеих сторон был крайне затруднено, потому строй МиГов также распался на пары и звенья. В ходе дальнейшего боя Щукину удалось сбить ещё одного Ф-84. Это был единственный вылет за всё время командировки, когда Льву Кирилловичу удалось поразить сразу два самолёта противника.
Американцы признают потерю в этот день только одного своего Ф-84Е с N51-542 из состава 136-й АЭ, который разбился в районе острова Чо-до и с полной уверенностью его можно записать на счёт капитана Щукина.
Кстати, отметим, что пятью днями раньше старший лейтенант Л.К.Щукин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с одновременным повышением в звании на одну ступень. Поэтому на дежурство 18-го ноября летчик уже заступил в звании капитана и должности заместителя командира 1-й АЭ 18-го ГИАП. И своими победами 18-го ноября, Лев Щукин подтвердил, что Родина не зря вручила ему столь высокую награду.
В конце ноября Щукин и ряд других лётчиков полка, были направлены на отдых в санаторий расположенный в г. Дальнем на Ляодунском полуострове, где провели целый месяц. Этот отпуск был крайне необходимым, так как полеты на высотах 10 тысяч метров с кислородными масками крайне отрицательно влияли на состояние организма.
Только 23-го декабря капитан Щукин приступил к выполнению боевых заданий и уже в этот же день, на втором вылете он участвовал в бою с извечными своими соперниками - пилотами "Сейбров". Вылет был дивизионный на отражение налёта вражеской авиации. Однако в воздушном бою с Ф-86 участвовала только часть лётчиков 18-го ГИАП. В этом бою пилоты "Сейбров" вели себя агрессивно и задали нашим лётчикам жару! В ходе этого боя, Щукин в паре со своим постоянным ведомым Астаповским Анатолием, заставили звено "Сейбров" перейти с горизонтали на вертикальный маневр, где МиГ превосходил "Сейбра" и на восходящей правой спирали нашим лётчикам удалось сблизиться с ними и, с дистанции 120 метров Лев Щукин расстрелял своего четвёртого по счёту "Сейбра". Однако американская сторона вновь не подтвердила эту победу, заявив, что 23-го декабря в составе частей, летавших в небе Кореи на Ф-86, потерь в боях с МиГами не было. Хотя наверняка были подбитые самолёты, о чём американцы обычно не сообщают в сводках своих потерь, а был ли восстановлен тот или иной подбитый самолёт ВВС США ещё вопрос!
До конца года, асу довелось поучаствовать ещё в трёх воздушных боях: два с "Сейбрами" и один со штурмовиками Ф-80. Результативным выдался именно последний в 1951 году воздушный бой с группой Ф-80. Вот как это произошло: 31-го декабря, уже под вечер, когда солнце уже должно было зайти за горизонт, по тревоге был подняты все боеготовые самолёты 18-го ГИАП. Однако противник, обнаружив, что на перехват их самолётов поднялись МиГи, тут же получили приказ возвращаться на свои базы. Наши МиГи немного побарражировали в районе Ансю и по мере выработки горючего стали возвращаться домой. Идя на высоте 9000 метров, Лев Кириллович обнаружил, что внизу, на фоне гор, перемещаются тени самолётов. Доложил об этом командиру АЭ майору Мазневу и тот разрешил звену Щукину по состоянию горючего атаковать самолёты противника. Щукин в паре с Астаповским и вторая пара (капитан Свинтицкий - ст. лейтенант Мартьянов) выполнив переворот и с доворотом вправо на пикировании, стали занимать исходное положение для атаки. Но в этот момент, ведомый капитана Свинтицкого доложил, что у него горючего не хватит, чтобы долететь до своего аэродрома и получил команду возвращаться домой, за ним последовал и его ведущий, чтобы прикрыть его на случай встречи с самолётами противника.
Оставшись парой, Лев Щукин продолжил преследование противника и снизился на высоту ниже вершин сопок, войдя в одно из горных ущелий, и вскоре обнаружили пару штурмовиков Ф-80, который, видимо выполнив своё задание, спокойно возвращались на свою базу. Подойдя незаметно к противнику, Щукин с короткой дистанции расстрелял самолёт ведущего этой пары и мгновенно его сбил. Затем, выйдя из атаки вверх в сторону заходящего солнца, они парой пошли домой. Однако остаток горючего не позволял долететь до своего аэродрома Мяогоу, и им пришлось в очередной раз садиться у друзей ("кожедубовцев") в Аньдуне.
По всей видимости, в этом вылете капитан Щукин сбил Ф-80 с N49-1869 из состава 80-й ИБАЭ 8-й ИБАГ, который американцы записали потерянным за 1 января нового 1952 года. Его пилот 1-й лейтенант Эдвард Джоннес (Johnes Edward C.), разбился на посадке, но остался цел.
С 1-го и по 11-е января Лев Кириллович Щукин совершил ещё 17 боевых вылетов и участвовал в 6 воздушных схватках: пять раз дрался с "Сейбрами" и один раз с "Тандерджетами". 6-го числа капитан Щукин сбил в небе Кореи свой последний самолёт противника - им оказался Ф-86 (это был пятый, сбитый им "Сейбр" и 17-й самолёт, сбитый им в небе Кореи).
В этот день лётчиками 303-й и 324-й ИАД было в нескольких воздушных схватках сбиты 9 истребителей Ф-86. Однако американская сторона признаёт потерю в этот день только двух своих штурмовиков Ф-84 и только одного Ф-86 , в кабине которого погиб лётчик 334-й ИАЭ 1-й лейтенант Лейстер Пейдж (Page Lester F.) и возможно, что именно очередь снарядов из МиГа капитана Щукина оборвала его полёт?!
Закончилась для Льва Кирилловича эта война 11-го января 1952 года вовремя очередного боевого вылета на перехват самолётов противника. В том вылете в бою сошлись несколько десятков истребителей из состава 303-й и 324-й ИАД с одной стороны и с таким же количеством истребителей из состава недавно прибывшего в Корею 51-го авиакрыла ВВС США на новых Ф-86Е. В ходе этого боя стороны заявили о большом количестве своих побед, но если учитывать официальные данные, то сражение закончилось со счетом 1:1. У нас был сбит самолёт капитана Щукина, но он благополучно катапультировался, а у американцев по их заявлению, был также сбит один из "Сейбров", пилот которого 1-й лейтенант Тиль Ривз (Reeves Thiel M.) погиб в этом бою.
Вернемся опять к воспоминаниям аса: " Мы в тот день возвращались домой, и вдруг рядом -- "клюв". Удар! В кабину хлынул керосин. Понял, если не выключу двигатель, -- сгорю. Выключил. Отвесно падаю с девяти тысяч. Через четыре километра вывел машину из пике, катапультировался. Подо мной -- горы, снега почти нет. Мороз. Я мокрый, весь в керосине, а одет в брючки, рубашечку и китайский френч. Пока спускался, одеревенел. Удар о скалы был страшным, -- позвоночник в трех местах треснул. Лежу, гляжу в небо синее и мысленно с жизнью прощаюсь. Вдруг минут через десять крик на русском. Оказывается, рядом, на счастье, были позиции наших зенитчиков. Положили меня на носилки, занесли в глиняную хату без окон и дверей, раздели догола, влили в рот кружку спирта и начали спиртом же растирать, Я ору благим матом, а они знай себе трут. Так и оттерли с того света".
Зато в официальном рапорте капитан описал событие весьма лаконично: "На высоте пять или шесть тысяч пробило бак, пары керосина поползли в кабину, перебило лямку подвесной системы парашюта слева, дырка была миллиметров 20. Перевел
самолет в горку с углом 45 градусов, в наборе выключил двигатель, чтобы не взорваться. Набрал на горке полторы тысячи метров и, когда самолет начал подрагивать
, катапультировался...".
Кто сбил самолёт Льва Щукина, точно пока неизвестно, но на эту победу претендуют сразу четыре лётчика 51-го авиакрыла, в том числе и командир этого авиакрыла знаменитый ас полковник Френсис Габрески (он же Франтишек Габчевский)...
После лечения, Лев Щукин вновь вернулся в полк, но на боевые задания уже не вылетал, так как полк и дивизия готовились к отъезду на Родину. 24 -го февраля капитан Щукин в составе полка убыл в Союз.
Всего за Корейскую кампанию Герой Советского Союза Лев Кириллович Щукин совершил 121 боевой вылет, провел 37 воздушных боев, из которых 8 - в составе авиаэскадрильи, 8 - в составе авиаполка и 21 - в составе авиадивизии.
Открывал огонь по 17 самолетам противника: по пяти Ф-86 "Сейбр"; по пяти Ф-84 "Тандерджет"; по трем Ф-80 "Шутинг Стар"; по двум "Метеорам" F4 и по двум Ф-51 "Мустанг".
По официальным данным сбил 17 самолетов противника, из них лично - 15, в группе - 2.
Боевой налет составил 99 часов 49 минут. Был награждён за бои в небе Кореи двумя орденами Ленина и орденом Красное Знамя, а также медалью Герой Советского Союза.
После прибытия в Союз, капитан Щукин поступает в Военно-воздушную академию в Монино. После окончания академии майор Щукин был направлен в 1957 году, служить в Белоруссию, где он прослужил до 1977 года.
Летал Лев Кириллович на реактивных самолётах до 1975 года, а затем по заболеванию глаз, ему запретили летать. Служил сначала в должность командира авиаполка, а затем стал старшим инспектором ВВС округа. Ушел в отставку в звании полковника.
После увольнениям из армии Лев Кириллович стал работать старшим преподавателем в Белорусском государственном институте народного хозяйства в г. Минске. Ныне 81-летний пенсионер Союзного значения, Герой Советского Союза полковник авиации Щукин Лев Кириллович по-прежнему проживает в г. Минске.
 

Сайт создан в декабре 2002 г. участниками
Российского общества поклонников MASH.


Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru Телевизионная сеть РенТВ